| | Обследование транспортных потоков 2002 Обследование 2002 г. проведено УТС ПМ на основании Постановления Правительства Москвы от 14.05.02 г. № 364-ПП "О проведении ежегодного обследования условий движения на улично-дорожной сети г. Москвы в 2002 г.". При обследовании решались следующие задачи: - получение данных по суточной, недельной и сезонной динамике изменения параметров транспортного потока в выбранных сечениях улично-дорожной сети с параллельным мониторингом дорожно-транспортной ситуации в городе;
- получение данных по параметрам транспортного потока на выбранных элементах улично-дорожной сети горо-да;
- получение данных по подвижности населения в местах и вне мест проживания в выбранных районах города;
- получение данных по реальным параметрам условий дорожного движения на выбранных элементах улично-дорожной сети города.
1. Сбор данных по динамике изменения параметров транспортного потока и условий движения на УДС города проводился с 25 июля по 25 ноября в непрерывном круглосуточном режиме. 1. Сбор данных по интенсивности транспортного потока проводился в непрерывном режиме специальными р/л датчиками, установленными по всему городу. Результаты сбора данных накапливались в местах сбора данных, систематически снимались на переносные носители и передавались в Систему мониторинга транспортных потоков, а затем подвергались специальной обработке. Данные по интенсивности движения с каждого датчика суммировались для одного сечения в обоих направлениях за период текущего часа; часовые значания нормировались по характерному для дан-ного сечения числу (значению интенсивности в период 12-14 часов 14.08.02) в условные единицы, аналог %; данные со всех действовавших на данный час сечений сводились в одно значение (в условных едини-цах) с учетом весового вклада каждого из этих сечение по значению характерного для каждого сечения числа; полученные для каждого часа обобщенные значения загрузки сети затем просто суммировались для периода 3 часа, 24 часа, неделя. 2. Непрерывный мониторинг интенсивности пассажиропотоков на Московском метрополитене осуществлялся по данным службы движения по всем линиям в объемах входа пассажиров за часовые периоды времени. Результаты сбора данных обобщались и передавались по электронной почте в Систему мониторинга транс-портных потоков. Параллельно со сбором данных на метрополитене проводился выборочный по времени и по месту на УДС Москвы сбор данных по пассажироперевозкам на улично-дорожной сети Москвы и на элек-тропоездах Московской ж/д. Сбор данных по пассажироперевозкам на УДС города проводился в рабочие дни июля и в течение двух недель сентября месяца. Собирались данные по пассажироперевозкам на авто-бусах и троллейбусах (маршрутный и иной пассажирский транспорт) и по всем видам уличного транспорта. Сбор данных по пассажироперевозкам на всех видах уличного транспорта осуществлялся в 12 сечениях улично-дорожной сети по всему городу. Эти измерения проводились по единой методике на каждом сече-нии в течение одного рабочего дня трижды: в июле и в сентябре. 3. Непрерывный мониторинг экологических параметров организован по результатам работы автоматических датчиков службы наблюдения Мосэкомониторинга. Режим наблюдения: усредненные данные с автоматических датчиков за часовой и шестичасовой периоды наблюдения в непрерывном круглосуточном режиме, усредненные данные за сутки и за неделю. Результаты сбора данных обобщались и передавались по электронной почте в Систему мониторинга транс-портных потоков. 4. Непрерывный мониторинг погодно-климатических условий в городе организован с помощью датчиков службы наблюдения Метеообсерватории географического факультета МГУ им. Ломоносова. Режим наблю-дения: усредненные данные за трехчасовой период наблюдения в непрерывном круглосуточном режи-ме.Результаты сбора данных обобщались и передавались по электронной почте в Систему мониторинга транспортных потоков. 5. Проведен непрерывный сбор данных по заторам в дорожном движении на улично-дорожной сети Москвы: время и место каждого затора фиксировались по звонкам участников дорожного движения на АВТОРАДИО. Результаты сбора данных обобщались и передавались по электронной почте в Систему мониторинга транс-портных потоков. 6. Проведен непрерывный сбор данных по учетным ДТП. Формат данных: количество учетных ДТП по часам суток в непрерывном режиме наблюдения. Собранные за отчетный период сведения о ДТП из базы данных УГИБДД ГУВД г. Москвы переданы в Систему мониторинга транспортных потоков. Регрессионный анализ полученных данных, проведенный с помощью современной системы обработки и анализа данных (SPSS) показал, что временной ряд непрерывного наблюдения в 2002 г. слишком мал для получения выраженных корреляционных зависимостей между параметрами условий движения. 2. Сбор данных по подвижности населения В соответствии с программой и методологией работ проведены опросы населения по параметрам подвижности в двух вариантах: телефонный опрос по местам проживания респондентов и визуальный опрос работников раз-личных организаций по параметрам их передвижений в течение дня. Телефонный опрос проведен в четырех районах Москвы: Бирюлево, Беляево, Соколиная гора и Хамовники. Визуальный опрос проводился в Хамовни-ках. Анализ опроса по подвижности населения позволил получить динамику оперативной статистики распределения участников движения в городе по видам транспорта. Получена актуальная цифра доли участников движения использующих (в качестве водителя или пассажира!) личный транспорт для передвижений по городу, а также доля участников движения допускающих возможность использования личного транспорта. 3. Сбор данных по параметрам транспортного потока на выбранных элементах улично-дорожной сети города В соответствии с программой и методологией работ проведены следующие виды обследования: - обследование размеров движения в выбранных транспортных узлах УДС Москвы; - обследование размеров движения на въездах в пределы Садового кольца; - обследование распределения транспортного потока по полосам движения на основных магистралях с раз-личным режимом регулирования; - опросное обследование водителей легкового транспорта на основных магистралях на въездах в пределы Садового кольца и на подходах к Третьему транспортному кольцу; - обследование скоростей сообщения и задержек автотранспорта на основных магистралях города; - комплексное обследование движения транспортных потоков в районе торговых объектов различного типа. Результаты обследования обработаны и проанализированы, по результатам обследования подготовлены кон-кретные предложения. 4. Сбор данных по реальным параметрам условий дорожного движения на выбранных элементах улично-дорожной сети города. Результаты сбора данных по реальным параметрам условий дорожного движения на выбранных элементах УДС собраны, переформатированы в электронные таблицы и подвергнуты обработке в рамках стандартного про-граммного обеспечения обработки массивов информации. Проведена детальная экспертиза по всем обследо-ванным узлам, позволившая получить обобщенные оценки резервов улучшения показателей работы этих узлов при: - коррекции существующих режимов светофорного регулирования под реальные транспортные и пешеход-ные потоки; - изменении организации движения; - введении системы гибкого светофорного регулирования; - реконструкции перекрестка со строительством уширений, карманов и т.д.; - комплексном использование всех мероприятий. При экспертизе не учитывались сетевые составляющие в работе узлов, что позволяет говорить о полученных величинах как о нижних оценках возможных резервов улучшения дорожной ситуации в целом для улично-дорожной сети Москвы. 5. Общий анализ результатов обследования. Анализ собранных и обработанных данных в целом показывает необходимость и достаточность выбора методо-логии обследования 2002 г. Показана принципиальная возможность организации в Москве постоянной системы оперативного мониторинга условий движения на всей улично-дорожной сети и на сети внеуличного транспорта. По результатам анализа данных непрерывного мониторинга получена возможность краткосрочного прогнозиро-вания ряда непрерывных параметров условий дорожного движения. Одновременно выяснилась настоятельная необходимость продолжать и расширять обследования в формате непрерывного мониторинга, что позволит, на базе разработанного инструментария анализа и прогноза, достоверно прогнозировать развитие дорожной си-туации. Впервые получены данные по пассажиропотокам по всем видам транспорта, а не только по транспорту общего пользования, впервые получена возможность проанализировать не только конфликтующие транспортные пото-ки, но и конфликтующие пассажиропотоки. Проведенные опросы населения по структуре и особенностям пере-движений по городу позволили прийти к пониманию необходимости систематических опросов, для отслежива-ния динамики и разработки прогнозов изменений в структуре спроса, реакции населения на системные реше-ния по управлению спросом на передвижения по городу. В рамках создания инструментария для анализа результатов по всем направлениям обследования, проведена разработка статической модели движения пассажиропотоков по улично-дорожной сети Москвы и на внеулич-ных видах транспорта. Характерной особенностью разработанной модели является включение в ареал модели-рования транспортной сети ближних пригородов Москвы (Московская агломерация), что характерно для анало-гичных моделей транспортных систем в мегаполисах мира. 6. Общие выводы и предложения по итогам обследования условий движения на улично-дорожной сети в 2002 г.: 1. Проведенные в последние годы обследования позволяют выделить два основопологающих направления сбора информации о дорожном движении: 1. Непрерывный сбор информации для оперативной части Системы мониторинга в по установившейся ме-тодологии (в перспективе в реальном масштабе времени); 2. Систематический сбор специальной информации для стационарной части Системы мониторинга в вы-бранное время, в выбранном месте, по выбранной методике. Обследование 2002 г. впервые наметило пути проведения обследований по 1-му направлению, не отходя от 2-го направления. Представляется целесообразным перейти от целевого планирования ежегодных комплексных обследований к целевому наполнению на систематической основе Системы мониторинга транспортных потоков и условий до-рожного движения, делегировав этой Системе мониторинга планирование, организацию и финансирование всех обследований. 2. Опросы по подвижности населения и обследование, в ограниченном варианте, пассажиропотоков, показали не-обходимость и актуальность исследований пассажирских перевозок, как важнейшей составляющей дорожного движения, позволяющие наметить и реализовать действенные меры по системным аспектам управления дорож-ным движением в целом и по управлению спросом на движение в частности. 3. Необходимо скорректировать действующую процедуру заказа, разработки и утверждения всех видов проектов по совершенствованию организации движения и дорожных условий в г. Москве. Некомпетентность, при отсут-ствии лицензирования работ по проектированию, подавляющего числа действующих проектировщиков, отсут-ствие единого заказчика на все виды работ на улично-дорожной сети Москвы, отсутствие компетентной незави-симой экспертизы проектных решений - все это угрожает полным хаосом на дорогах города в самое ближайшее время. Необходимо рассматривать все локальные действия по изменению условий движения только с системных пози-ций, полностью исключить варианты расчетов локальных эффектов без учета системного эффекта. При этом, необходимо пересмотреть все реализованные за последние годы проекты, рассмотреть их подлинный систем-ный эффект для дорожного движения в Москве. По результатам обследования условий движения на улично-дорожной сети в 2002 г. подготовлен проект распоря-дительного документа по неотложным и долговременным мерам по улучшению условий дорожного движения г. Моск-вы. В проекте распорядительного документа отражены выводы и предложения по результатам обследования 2002 г., а также по обследованиям 1999-2001 гг. В проекте отражена необходимость корректировки системы принятий реше-ний по управлению дорожным движением, а также направления совершенствования собственно управления в сфере дорожного движения. Итоги проведения обследования обсуждались на заседании Комиссии по развитию дорожно-транспортного ком-плекса г. Москвы. Комиссия своим решением одобрила результаты обследования и утвердила отчет о проделанной ра-боте | | |